Мурат Котуров, эксперт в области технического обслуживания самолетов, начальник Авиационно-технической базы авиакомпании Turkmenistan Airlines. Работал в должности главного инженера Администрации гражданской авиации Туркменистана, деликатно раскрывает суть процесса техобслуживания изнутри, описывая его два ключевых аспекта: оперативное и периодическое техническое обслуживание.
Как рассказывает эксперт, оперативное техническое обслуживание, известное как Line maintenance, связано с повседневной работой по подготовке к вылету и устранению небольших неисправностей. Важным элементом является проверка работоспособности всех систем и компонентов самолета перед вылетом и после прилета. В случае отказа какой-либо системы или компонента, производится замена деталей с последующей проверкой ее работоспособности.
Периодическое техническое обслуживание, или Base maintenance, проводится в сертифицированных центрах по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов и включает более глубокие работы, такие как вскрытие панелей и разборка крупных компонентов, проведение модернизации систем. Это более трудоемкая и ответственная работа, которая требует специальной сертификации организации и наличие сертифицированных специалистов разных профилей.
«Один из ключевых принципов техобслуживания — строгое соблюдение документации. Это гарантирует безопасность полетов и правильное выполнение всех работ. Также профессионализм и опыт специалистов играют решающую роль в обеспечении качества и безопасности работ» — отмечает Мурат Котуров.
По мнению специалиста, опытные сотрудники, занимающиеся техобслуживанием, очень высоко ценятся в авиакомпаниях. Для их мотивации используются различные меры, такие как повышение заработной платы и дополнительные стимулирующие выплаты. Это свидетельствует о высокой ценности их работы для обеспечения безопасности полетов и поддержания регулярности авиаперевозок.
Недопущение самолета к вылету
«Если технический персонал обнаруживает серьезную неисправность, которая может представлять угрозу безопасности полета, такие как течь гидравлической жидкости, топлива и других спецжидкостей, неисправности в двигателях, в пилотажно-навигационной системе и т. д., то самолет немедленно останавливается от эксплуатации до устранения проблемы. Такие ситуации происходят относительно редко и обычно имеют место раз в полгода», — рассказывает Мурат Котуров.
Однако по его мнению, частота таких инцидентов зависит от общей эксплуатационной нагрузки и износа компонентов самолета. Безопасность пассажиров и экипажа всегда является приоритетом, и все необходимые меры принимаются для обеспечения безопасности полетов.
Также, в комплекте эксплуатационно-технической документации, производители самолетов выпускают так называемый MEL (Minimum equipment list – перечень минимального оборудования). В данном перечне описываются системы и изделия, при отказе которых возможно продолжение выполнения полетов на непродолжительный срок, до прибытия соответствующих запасных частей.
Время стандартной проверки перед вылетом
Эксперт также рассказал, что стандартная проверка перед вылетом обычно занимает около 40 минут и выполняется командой из 3-4 человек. Однако время может изменяться в зависимости от дополнительных работ, которые могут потребоваться, таких как замена колеса или обновление навигационных баз данных. Дополнительные проверки и работы выполняются для устранения замечаний и обеспечения готовности самолета к безопасному вылету.
Елена Васильева