Новое исследование, опубликованное в журнале Cognition, показало, что знание личности человека может влиять на восприятие личности лица и склонять его в сторону несвязанных идентичностей.
«Наше лицо — это чужой портал в наши мысли, чувства и намерения», — объясняет Джонатан Фриман, доцент кафедры психологии Нью-Йоркского университета и старший автор статьи. «Если восприятие лиц других людей систематически искажается нашим предварительным пониманием их личности, как показывают наши исследования, это может повлиять на то, как мы ведем себя и взаимодействуем с ними».
Авторы добавляют, что исследование дает фундаментальное научное понимание того, как распознавание лиц работает в мозгу, предполагая, что не только визуальные сигналы лица, но и предшествующие социальные знания играют активную роль в восприятии лиц.
В целом они обнаружили, что, когда участник считал, что какие-то два человека более похожи по характеру, их лица, соответственно, воспринимались как более похожие.
Чтобы предоставить причинно-следственные доказательства, исследователи определили, сохраняется ли эффект для людей, с которыми они никогда раньше не сталкивались. Участники просмотрели изображения других мужчин, с которыми, по их словам, не были знакомы. Если участники узнавали, что личности этих людей были похожи (а не несходны), их лица также воспринимались как более похожие визуально.
Исследователи использовали несколько методов, чтобы оценить, как лица воспринимались на менее сознательном уровне. Ответы испытуемых измерялись с помощью инновационного программного обеспечения для отслеживания мыши, разработанного ранее Freeman; он использует движения рук человека для выявления бессознательных когнитивных процессов. В отличие от опросов или рейтингов, в которых испытуемые могут сознательно изменять свои ответы, этот метод требует, чтобы испытуемые принимали решения за доли секунды, тем самым выявляя менее осознанные тенденции за счет тонких отклонений траектории движения их рук, когда они перемещают мышь во время экспериментов. Они также использовали технику, известную как обратная корреляция, которая позволила исследователям создавать изображения лиц, показывающие, как участники воспринимали других «мысленным взором».
«Наши результаты показывают, что восприятие идентичности лица определяется не только чертами лица, такими как глаза и подбородок, но также искажается социальными знаниями, которые мы узнали о других, что склоняет его к альтернативным идентичностям, несмотря на то, что этим идентичностям не хватает любое внешнее сходство», — замечает Фриман.
Источник — aobe.