Несмотря на свои превосходные слуховые способности, собаки не обращают внимания на различия между словами, которые различаются только одним звуком речи.
Согласно новому исследованию венгерских исследователей из группы исследований нейроэтологии коммуникации MTA-ELTE ‘Lendület’. Университет Этвеша Лоранда, Будапешт (ELTE) измеряет активность мозга с помощью неинвазивной электроэнцефалографии (ЭЭГ) у бодрствующих собак. Это может быть причиной того, что количество слов, которые собаки учатся распознавать, обычно остается очень низким на протяжении всей их жизни. Исследование опубликовано в Royal Society Open Science.
Собаки могут различать звуки человеческой речи (например, «d», «o» и «g»), и есть сходство в нейронной обработке слов между собаками и людьми. Однако большинство собак могут выучить несколько слов только на протяжении всей жизни, даже если они живут в человеческой семье и окружены человеческой речью. Мадьяри и ее коллеги выдвинули гипотезу, что, несмотря на человеческие слуховые способности собак для анализа звуков речи, собаки могут быть менее готовы обращать внимание на все различия между звуками речи, когда они слушают слова.
Чтобы проверить эту идею, исследователи разработали процедуру неинвазивного измерения электрической активности головного мозга у бодрствующих необученных семейных собак. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — это часто используемый метод в клинических и исследовательских исследованиях на людях, и он также успешно применяется к успокоенным, спящим или бодрствующим, но обученным собакам. Однако в этом исследовании исследователи измерили ЭЭГ у бодрствующих собак без какой-либо специальной подготовки.
Исследователи пригласили в лабораторию собак и их владельцев. После того, как собака познакомилась с комнатой и экспериментаторами, экспериментаторы попросили хозяйку сесть на матрас вместе со своей собакой, так как это было бы для них временем отдыха. Затем экспериментаторы наложили электроды на голову собаки и зафиксировали ее скотчем. С включенными электродами собаки слушали записанные на магнитофон слова инструкции, которые они знали (например, «сидеть»), похожие, но бессмысленные слова (например, «сут») и очень разные бессмысленные слова (например, «беп»).
Анализ записанной электрической активности мозга показал, что мозг собаки четко и быстро отличал известные слова от совершенно разных бессмысленных слов, начиная с 200 мс после начала слова. Этот эффект согласуется с аналогичными исследованиями на людях, которые показывают, что человеческий мозг по-разному реагирует на значимые и бессмысленные слова уже в течение нескольких сотен миллисекунд. Но мозг собаки не делал различий между известными словами и теми бессмысленными словами, которые отличались только одним звуком речи. Эта картина больше похожа на результаты экспериментов с младенцами в возрасте около 14 месяцев. Младенцы становятся эффективными в обработке фонетических деталей слов, что является важной предпосылкой для развития большого словарного запаса в возрасте от 14 до 20 месяцев.