Американские ученые заявили о возможности омоложения органов от пожилых доноров

Несмотря на отсутствие органов, доступных для пациентов в листах ожидания трансплантации, органы от старых умерших доноров часто выбрасывают.

Но новое исследование показывает, что органы пожилых доноров можно «омолодить», сделав их «моложе». Исследователи говорят, что препараты против старения могут «повернуть время вспять» для сердца, печени, почек и легких, избавляясь от клеток, которые связаны с отторжением органов у пациентов с трансплантатами.

Команда из больницы Brigham & Women’s Hospital в Бостоне говорит, что по мере старения населения мира эти препараты могут «представлять собой неиспользованный потенциал» для увеличения количества органов, доступных для донорства.

По данным Американского фонда трансплантологии, в настоящее время в США около 114 000 человек ждут трансплантации. В среднем 20 человек умирают каждый день — или 7300 человек в год — в ожидании трансплантации, часто потому, что уже слишком поздно, когда становится доступен подходящий орган. Обеспечение жизнеспособности пожилых людей может помочь сократить разрыв между спросом и предложением.

Не существует определенного предельного возраста для донорства органов, пожилые люди, как правило, вызывают более сильный воспалительный иммунный ответ, чем молодые люди. Это подвергает пациентов большему риску отторжения органов и опасных для жизни побочных эффектов, включая смерть.

Но в новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, команда продемонстрировала эффект класса препаратов, называемых сенолитиками, которые нацелены на старые клетки и уничтожают их. По мере старения органов обычно накапливается группа клеток, называемая стареющими клетками. Поскольку они больше не делятся, как молодые клетки, организм не собирается их уничтожать. Более того, стареющие клетки выделяют внеклеточную митохондриальную ДНК (мт-ДНК), которая распознается иммунной системой и активирует воспалительную реакцию. Предыдущие исследования связывали этот процесс с отторжением органа.

Но использование сенолитических препаратов заставит стареющие клетки вернуться в обычный цикл, чтобы они могли расщепиться, и организм избавится от них. Исследователи проверили эту теорию на старых мышах с комбинацией сенолитических препаратов дазатиниба и кверцетина. Результат показал, что значительно снизились уровни mt-ДНК в коже и сердцах грызунов, а также уровни провоспалительных клеток.

Далее они сравнили эффекты реальной трансплантации. Они обнаружили, что мыши-реципиенты трансплантированных сердец от старых доноров, которых лечили препаратами, имели сравнимые показатели выживаемости с теми, кто получал сердца от молодых доноров. Более того, 80 процентов донорских сердец пережили 100-дневный период наблюдения, в то время как органы от старых нелеченных доноров перестали работать в среднем через 37 дней.

Туллиус сказал, что необходимы дальнейшие тесты, чтобы увидеть, есть ли то же самое в человеческих органах от пожилых доноров. Он надеется, что органы, принимающие лекарства, могут быть эффективно обработаны сенолитическими препаратами после того, как они будут взяты от донора.