Согласно представителям ВВС США, программа этого ведомства по созданию секретных бомбардировщиков прошла основную из самых ранних вех своего развития. «Наше самое недавнее рассмотрение вопроса состоялось на прошло неделе, и B-21 Рейдер соответствует плану проектирования и создания», — заявила секретарь ВВС США Хизер Уилсон в ходе оборонного форума, проходившего в Калифорнии на выходных.
Чиновники из ВВС подтвердили журналу PopularMechanics (Популярная Механика), что она ссылалась на Критический Пересмотр Конструкции (КПК), который стал главной вехой в входе создания всей программы. Вот то, что это означает, и что это значит для будущего следующего великого бомбардировщика.
Центральным вопросом КПК-процесса от Пентагона является определение того, является ли программа, достаточно созревшей для запуска в полномасштабное производство и тестирование. Существуют детали по промышленному производству составляющих бомбардировщика, производственным процессам и спецификации программного обеспечения, на которые стоит взглянуть. Пересмотр также соотносит требования программы с имеющимся бюджетом и официальной документацией. Из этих новостей можно понять, что утверждение КПК подтвердило 550 миллионов долларов, утвержденные ВВС, в качестве цены создания Рейдера.
В-21 будет нести стандартное и ядерное оружие для задач по уничтожению ПВО противника, которые могут уклоняться от боя на дальних подступах. Им сможет управлять команда, находящаяся на борту, или им будут управлять удаленно. Планируется, что В-21 поступит на вооружение в начале 2020-х годов с начальным флотом в количестве 100 самолетов.
В-21 является основным проектом, но Пентагон относится к нему по-другому, чем к остальным проектам, надеясь избежать всего того производственного ада, который пожирает другие проекты. Программа создания В-21 управляется через Офис Быстрых Возможностей ВВС, который является намного более эффективным департаментом ВВС, чем все остальные, и стоит намного дешевле, чем любая другая основная программа.
Доклад Научно-Исследовательской Службы Конгресса, выпущенный в октябре, зявляет, что соответствующий оборонный законопроект определил 2,31 миллиарда долларов в бюджете 2019 года на развитие В-21. Представители военно-промышленной компании NorthropGrumman отказались отвечать на любые вопросы в отношении программы создания бомбардировщика.
Поэтому, что означает принятие КПК для Рейдера? Конечно же, это хорошая новость. Задержка в этом отношении означала бы борьбу внутри Пентагона для окончательного утверждения требований. Но впереди еще много более тяжелых важных этапов, которые оказались камнем преткновения для других военных самолетов, таких как F-22 Раптор.
ВВС начали программу разработки F-22 в 1991-м году, закончили предварительный анализ проекта в апреле 93-го и завершили критическое рассмотрение проекта в феврале 95-го года.
Но в 1996-м году возникла настоящая проблема. Совместная Команда по Оценке Проекта пришла к выводу, что программа создания F-22 потребует дополнительного времени и дополнительных 1,45 миллиарда долларов, заранее предупреждая о возможных дополнительных расходах в 13 миллиардов долларов в случае, если другие риски не будут предотвращены. Поэтому чистая смета КПК не гарантирует долгосрочного успеха.
Но есть смысл надеяться на то, что программа создания В-21 покажет более позитивный результат. В конце концов, F-22 понадобилось 20 лет для достижения финальной стадии создания, в то время как Рейдер, как утверждается, проделал то же самое за 10.
Отчет по КПК отметил, что «предложенное финансирование и график развертывания В-21 означали, что значительное развитие было сделано еще до заключения подрядного договора. Позже ВВС подтвердили это. Чиновники высокого ранга программы развития самолета утверждают, что и конкурирующие дизайны были детализированы на необычайно высоком уровне, и сам процесс развития системы, в которой не был определен генеральный подрядчик».
И это касается не только комментариев Уилсон по секретной программе, которые показывают прогресс. В конце ноября ВВС объявили, что база ВВС США Тинкер (штат Оклахома) будет координировать техобслуживание и боевую устойчивость В-21 Рейдер. База ВВС Эдвардс (штат Калифорния) будет заниматься тестированием и оцениванием.
Более тысячи сотрудников компании Northrop работают над проектом на сверхсекретной ограниченной территории возле городка Палмдейл, в Калифорнии. Отчет газеты Лос-Анжелес Таймзговорит о серьезныхденьгах, вливаемых в проект. Сотрудники работают среди рядов временных трейлеров, дюжины тентов пустынной раскраски и в ангаре широкой сборки. Строительные бригады готовятся к увеличению площади завода на 1 миллион квадратных футов, что будет пятидесятипроцентным наращиванием того, что уже является значительными мощностями, защищаемыми колючими ленточными заграждениями, электронными сенсорами и военно-воздушным наблюдением.
Хотя предстоит преодолеть еще много важных стадий, с утвержденным КПК и производством, соответствующим десятилетнему плану, Рейдер может стать одной из той редких оборонных авиационных программ, которые вовремя утверждаются и соответствуют бюджету.