Новый китайский апгрейд делает боевые реактивные самолеты Поднебесной намного более маневренными

Автор: Юлия Синельникова · 08.11.2018

Боевой истребитель J-10 получил управление вектором тяги: технологию, которая позволяет выполнять фантастические акробатические воздушные маневры.

Китайский истребитель J-10 с этого момента укомплектован управлением вектором тяги, которое позволяет реактивному самолету выполнять, казалось бы, нереальные воздушные маневры. Этот апгрейд, о котором ходило так много слухов, установленный на хорошо известный реактивный истребитель, дебютировал на авиационном шоу в Чжухайе.

Ченгду J-10 «Могучий Дракон» – истребитель с одним мотором, созданный для Китайских Народно-освободительных Военно-Воздушных Сил (ВВС Китая). J-10 подпадает под ту же общую категорию, что и американский F-16, и у обоих самолетов даже одинаковая структура, так как китайский реактивный самолет был построен с помощью Израиля на основе истребителя Леви, который был собран на базе F-16. Однако, в некоторых технологических аспектах, китайский самолет лет на 15 запаздывает по сравнению с платформой F-16 и даже намного больше по сравнению с такими современными истребителями, как F-35.

Но даже несмотря на это, J-10 теперь обладает тем, чего нет у F-16: возможностью управлять вектором тяги, которая позволяет спокойно маневрировать даже в стратосфере. Реактивный самолет также способен управлять выхлопными соплами, позволяя машине смотреть носом в одном направлении, а, на самом деле, двигать себя в другом.

В традиционных самолетах направление двигателей диктует направление движения всего аппарата. Если двигатели направлены вперед, то и самолет летит вперед. Пилоты задействуют традиционные системы контроля: рули управления, самолетоподъемники, закрылки, элероны и тормоза для того, чтобы направлять самолет туда, куда им нужно.

Управление вектором тяги (УВТ) переворачивает эту идею с ног на голову. Инициированное впервые в Штатах в начале 1990-х, УВТ меняет направление выхлопных сопел двигателя, делая возможным лететь в направлении отличном от того, в котором двигатель (и самолет), на самом деле, должен двигаться.

Результат может заключаться в том, что в средних слоях атмосферы самолет может резко сделать рывок (резко взлететь, как дракон), снизить обороты до относительно медленных или выполнить какой-либо иной воздушный маневр, кажущийся нереальным. Благодаря электродистанционной технологии управления воздушным судном, контролируемой компьютером, которая постоянно преобразует контроль пилота в действие, ему нет необходимости выполнять сложные расчеты для того, чтобы заставить самолет выполнять то, что нужно человеку. Он просто делает это, а самолет заботится об остальном.

В начале испытаний этот трюк выполнялся с обтекаемым газовым потоком, который направлялся в сопла для изменения направления тяги. Подумайте на секунду, что вы частично перекрываете своим большим пальцем выходное отверстие садового шланга. Вода все еще вытекает, но в противоположном направлении от места расположения вашего пальца.

Современная технология отклонения вектора тяги задействует двигающуюся реактивное сопло вместо периферийного руля. Используя эту технологию, истребитель F-22 Raptorможет менять угол движения вплоть до 24 градусов вверх или вниз. Россия начала внедрять технологию УВТ в Сухой Су-30 и более новую модель Су-35. Это также является отличительной характеристикой Су-57 – истребителя пятого поколения. В 2017 году Су-35 выполнил головокружительные воздушные маневры на авиашоу на окраинах Москвы за счет технологии УВТ. Теперь китайский истребитель J-10 присоединяется к этому элитному клубу суперманевренных реактивных истребителей.

В течение многих месяцев из Китая поступали сообщения о том, что ChengduAircraftIndustryGroup (Авиационная Промышленная ГруппаЧенгду), разработчик J-10, трудилась над УВТ системой выхлопных газов для одномоторного истребителя. Фотография J-10 с УВТ появилась в январе 2018-го года, но не было сделано никаких официальных заявлений. В конце концов, J-10B, укомплектованный УВТ, дебютировал вчера, демонстрируя двигающиеся сопла. Вместо использования большого пальца для контроля направления движения воды, этот садовый шланг вращает все сопло.

Согласно веб-ресурсу FlightGlobal, J-10Bна авиашоу в Чжухайе выполнял «плотные вертикальные петли, медленный, высокий угол бочки, маневр кобры и падающий лист». Американский журнал PopularMechanics(Популярная Механика) демонстрировал некоторые из этих маневров в 2017 году, когда русский истребитель Су-35 Фланкер-E выполнял их на авиашоу в Жуковском.

Большой вопрос заключается в том, как Китай будет использовать технологию УВТ в будущем. Несмотря на то, что Штаты испытывали эту технологию на заре 90-х, они не использовали это новшество на более поздних версияхF-15, SuperHornet(Супер Шершень), F-16, или даже F-35. Несмотря на то, что УВТ полезно, слишком много технологий тоже нельзя навешивать на истребитель, и американские производители именно поэтому не сделали на УВТ свою основную ставку.

Последние реактивные самолеты Китая: FC-31 и J-20 не укомплектованы технологий УВТ и вряд ли когда-либо будут обладать ею. Но даже если УВТ не появится на будущих самолетах, китайская авиация может смело заявлять о том, что она нисколько не отстает от темпа создания технологический инноваций, установленного Россией и Западом.

Вам может понравиться: