Группа физиков из Института динамики и самоорганизации имени Макса Планка провела исследование, анализируя более 550 музыкальных произведений в жанре классической музыки и джаза. Под руководством Тео Гайзеля специалисты использовали методы анализа данных для оценки вероятности предсказания последовательности нот в различных стилях.
В ходе работы ученые изучили «память» музыкальных последовательностей, определяя, как долго музыкальные фразы остаются предсказуемыми до того, как они становятся случайными. Результаты показали, что джазовые импровизации имеют более короткое «время перехода» между предсказуемыми и случайными фрагментами, что делает их менее предсказуемыми по сравнению с классической музыкой.
Особое внимание уделили произведениям великих классиков. Например, у Иоганна Себастьяна Баха переходное время между предсказуемыми и случайными нотами варьировалось от 5 до 12 четвертных нот, в то время как у Вольфганга Амадея Моцарта этот диапазон составил от 8 до 22, что делает музыку Моцарта более предсказуемой.