В противовес России США и Евросоюз готовы предоставить Украине срочную финансовую помощь! Впервые об этом можно было услышать на состоявшейся 1–2 февраля Мюнхенской конференции по безопасности от верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. Если вам интересно, что сей демарш может означать, — давайте о нём поговорим.
Как известно, 17 декабря 2013 года Россия и Украина подписали договор, согласно которому Россия даёт Украине кредит в $15 млрд. и снижает цену на газ с $400 до $268 за 1000 кубометров. Разумеется, подписание этого договора стало возможным только благодаря отказу Украины от подписания договора об ассоциации с ЕС. А когда Янукович перед этим пытался найти деньги в Европе, ему предлагали… — со смеху помереть можно! — $610 млн.
Ещё в январе Збигнев Бжезинский разразился большим интервью для американского Центра международных стратегических исследований, где 13 из 15 пунктов были посвящены Украине, и среди прочего сказал, что США должны убедить МВФ и Мировой банк в больших перспективах сотрудничества с Украиной. В переводе на нормальный человеческий язык это был крик души: «Господи, да что же вы творите?! У вас в 10 раз больше денег, чем у Путина, но Путин нашёл $15 млрд. для подкупа украинской клептократии, а вы пожадничали и проиграли геополитическую игру не с миллиардными, а с триллионными ставками!»
Бжезинский был в отчаянии оттого, что западная цивилизация приходит в упадок, и начинает проигрывать заведомо более слабым противникам, как поздняя Римская империя проигрывала кучке варваров. Только вот интересно — понимал ли он, что это именно упадок? Он кричал, как последний великий римлянин, пытаясь вернуть прежний дух своим деградирующим соотечественникам? Или он считал это всего лишь временным помрачением, которое можно исправить простой политологической консультацией? Если честно, на этот вопрос у нас нет ответа — мы не телепаты, и читать мысли не умеем. Но вот, к Бжезинскому, кажется, прислушались.
Стоит заметить, что у Еврокомиссии, как таковой, нет средств для выделения Украине помощи, хотя бы минимально соразмерной с масштабами российской. Решение о выделении таких сумм принимается совместно Еврокомиссией, Европейским центральным банком и МВФ. При этом с европейской стороны решение требует согласования на Европейском совете министров стран еврозоны, а это 18 стран. Процесс согласования требует довольно большого срока — не меньше полугода. Помощь от МВФ также требует длительного переговорного процесса.
А Кэтрин Эштон в своём интервью назвала гораздо меньший срок — две недели. Так что остаётся не совсем понятным, где и при помощи какого механизма средства будут найдены так быстро. Единственное, что можно понять из её интервью, — основным источником будет всё-таки МВФ, но по какой-то необычной процедуре, при которой к Украине не будут выдвигаться ранее выдвинутые МВФ требования об урезании социальных выплат и повышении расценок на коммунальные услуги. Как известно, крайняя непопулярность этих мер напугала украинские власти и заставила отказаться от кредита МВФ. Теперь же эта проблема будет вроде как снята.
Условия будут другие. Политические. Это формирование Януковичем правительства «народного доверия» из оппозиционных политиков, включая Министерство обороны, МВД и СБУ, и возвращение к конституции 2004 года. Поскольку в мюнхенском интервью Эштон отмежевалась от любых оппозиционных требований досрочных президентских выборов, получается, что Януковичу дадут досидеть в президентском кресле до 2015 года. Но всё равно для Януковича это будет политическое самоубийство — оппозиция свяжет его по рукам и ногам, а любые гарантии личной безопасности после 2015 года могут быть нарушены, и Янукович сядет на место Тимошенко. Но даже если он останется на свободе, активы «Семьи» — а сейчас они побольше, чем у официального олигарха № 1 Рината Ахметова, — неизбежно перейдут в другие руки. В общем, с Януковичем на Западе по-прежнему не хотят договариваться и требуют от него полной капитуляции.
Предложенная срочная помощь, по словам еврочиновников, может быть выделена за две недели, как только Евросоюз узнает, кто будет сидеть в правительстве и иметь полномочия для работы с МВФ. Пожалуй, самое анекдотичное в ситуации заключается в том, что в западных СМИ план помощи Украине так и называют — big carrot, большая морковь. Жаль, что забывают упомянуть, кто в этой ситуации осёл, — активистам евромайдана было бы полезно это послушать. Но морковь перед носом у осла имеет ещё одну особенность: осёл идёт и идёт за ней, но так её и не получает. Нет ли такой особенности и у big carrot?
Судя по всему, есть. Обнадёживающие заявления Кэтрин Эштон в относительно мягкой форме опровергла представитель американского Госдепа Джен Псаки, которая сказала, что все разговоры о финансовой помощи Украине носили предварительный характер, и никаких практических решений по этому поводу в настоящий момент ещё не принято. Значительно жёстче выразился глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, который сказал, что Украине никто не обещал денег только за то, что она подпишет договор об ассоциации.
Так что даже если Янукович капитулирует, пришедшие в правительство представители оппозиции, вероятно, будут весьма разочарованы. Им просто придётся с нуля возобновлять переговоры с МВФ, и на каком-то этапе они снова могут услышать требования о сокращении социальных выплат и повышении коммунальных платежей, а всенародная ненависть за это в полном объёме достанется уже не Януковичу, а им. Скорее всего, свою морковку осёл так и не получит. Да и нельзя забывать про главное условие — от Януковича требуют капитуляции. А он что, самоубийца?
Таким образом, западные предложения финансовой помощи вряд ли потянут на серьёзный противовес российским. Для того чтобы переломить ситуацию, Штатам и Европе надо было предложить $15 млрд. вообще без каких-либо условий, только за подписание договора об ассоциации. И не оппозиции, а Януковичу — то есть свернуть поддержку майдана и дать ему гарантии дальнейшего пребывания у власти. Только тогда это сработало бы. А так — это фейк. Получается, что к крику души Бжезинского на Западе так и не прислушались.