После того, как в июне прошлого года у нее диагностировали рак печени, 68-летняя Шейла Райли приготовилась к болезненному и изнурительному лечению.
Хирургия, химиотерапия, лучевая терапия и даже абляция, при которой для разрушения опухолей используется тепло, являются одними из самых эффективных медицинских средств против рака, но их потенциальные побочные эффекты трудно переносить.
Фактически, Шейла была избавлена от них благодаря радикально новой форме терапии, которая использует крошечные пузырьки газа для уничтожения опухолей в течение нескольких минут и не оставляет следов на теле.
Она была одной из первых пациенток в Великобритании, подвергшихся гистотрипсии, при которой сфокусированные ультразвуковые волны направляются извне для разрушения опухолей путем образования тысяч взрывающихся пузырьков газа. Процедура была настолько быстрой, что ее опухоль была безболезненно уничтожена менее чем за семь минут.
«Это было потрясающе», — говорит бабушка восьми детей, прошедшая лечение в августе прошлого года в университетской больнице Сент-Джеймс в Лидсе.
«Мне не понадобились никакие лекарства — даже обезболивающие после этого», — добавляет Шейла, которая живет в Брэдфорде со своим партнером Фрэнком, 70 лет.
«На следующий день я смогла пойти по магазинам, а через два дня после лечения я гуляла с друзьями. Он даже не оставил следа на моей коже».
Теперь есть надежда, что процедура может помочь людям с опухолями в других частях тела.
Гистотрипсия впервые была разработана исследователями из Мичиганского университета в США и основана на процессе, называемом кавитацией — создании пустого пространства внутри чего-то твердого — для искоренения рака.
Сначала луч ультразвуковой энергии направляется через кожу к месту опухоли. Когда луч попадает в целевую точку, он активирует тысячи очагов газа, которые естественным образом возникают в тканях по всему телу, даже в опухолях, в результате дыхательного процесса.
Эти крошечные карманы газа обычно бездействуют, но когда их взрывают звуковые волны, они расширяются, вибрируют и взрываются, образуя высокоэнергетическое облако микропузырьков в опухоли.
По мере того, как они быстро расширяются и схлопываются, пузырьки разрывают окружающую раковую ткань, превращая ее в раствор, который затем выводится из организма в виде отходов.
В отличие от существующих методов лечения, таких как микроволновая абляция, при которой для «приготовления» опухолевых клеток используется генерирующий тепло зонд, отсутствует тепло, которое может повредить окружающие здоровые ткани, что делает кавитацию потенциально более безопасной.
Эта способность ультразвука разрушать ткани была известна в течение многих лет, но ранее не применялась для лечения рака, потому что было слишком сложно контролировать пузырьковые облака и не повреждать здоровые ткани.
Однако теперь этот процесс отлажен, и источник энергии можно лучше направить внутрь опухоли, избегая риска поражения близлежащих здоровых тканей или органов.
В настоящее время проводится международное исследование гистотрипсии при раке печени. Главный исследователь, профессор Це Мин Вах, старший консультант по интервенционной радиологии в Университетской больнице Сент-Джеймс, считает, что кавитация может изменить лечение рака.
«Вместо того, чтобы использовать тепло, радиацию или хирургическое вмешательство для удаления опухоли, пузырьковое облако, созданное гистотрипсией, настолько мощное, что оно разрывает опухоль, но не повреждает ткани вокруг нее», — говорит она.
Ученые решили опробовать процедуру кавитации при раке печени из-за плохой пятилетней выживаемости, но у технологии есть потенциал для лечения и других органов, включая почки, поджелудочную железу, грудь, простату и мозг.
Процедура проводится под общей анестезией и использует ультразвуковое сканирование печени в режиме реального времени, что позволяет рентгенологу наблюдать за обнаружением и облитерацией опухоли.
Прикроватный аппарат с роботизированной рукой, созданный дочерней компанией Мичиганского университета HistoSonics, устанавливается над животом пациента.
К концу этой руки прикреплен датчик, устройство, которое после активации преобразует электрическую энергию в энергию ультразвука.
Профессор Вах объясняет: «Как только опухоль в печени обнаружена, она становится мишенью, на которую нацеливается система».
Затем программное обеспечение аппарата вычисляет, сколько энергии необходимо для создания достаточно мощного пузырькового облака, чтобы убить опухоль, при этом сфокусированные ультразвуковые волны сходятся в фокусе в ее центре.
«Поскольку обломки опухоли были разжижены, они естественным образом поглощаются организмом, прежде чем выйти из него в виде отходов», — говорит профессор Вах.
Напротив, при традиционной абляции (которая также использует визуальный контроль) игла вводится в брюшную полость пациента и проникает в опухоль. Оказавшись на месте, микроволновая энергия нагревает молекулы воды внутри опухоли, тем самым разрушая ее.
Образующийся мусор становится рубцовой тканью, и, хотя это считается безопасным лечением, существует небольшой риск того, что близлежащие кровеносные сосуды (или, в случае рака печени, желчные протоки) могут быть повреждены теплом.
К настоящему времени гистотрипсию прошли два пациента в Лидсе и два в больнице Фримена в Ньюкасле. Четыре больницы в Европе также принимают участие в этом испытании #HOPE4LIVER, в котором участвуют 40 пациентов.