Хаотические насыпи, рябь, созданная ветром, и следы пыльных дьяволов: на этом изображении изображен завораживающий и потусторонний пейзаж возле кратера Гука в южных высокогорьях Марса .
Изображение было получено камерой CaSSIS на борту орбитального аппарата ESA/Роскосмоса ExoMars Trace Gas Orbiter (TGO) 1 февраля 2021 года. На нем показана часть равнины Аргире с центром на 46,2° ю.ш./318,3° в.д.
Этот тип пейзажа похож на «хаотичную местность»: своего рода изломанная, нарушенная местность, наблюдаемая на Марсе, где беспорядочные группы скал разного размера и формы — неправильные выступы, конические насыпи, хребты, холмы с плоскими вершинами, известные как столовые горы — слипаются вместе, часто заключенные во впадинах. На Марсе определено около 30 областей хаотичного ландшафта (см. изображения Ариадны Коллес , Пирры и Яни Хаос, полученные ESA Mars Express, для небольшой выборки); хотя это небольшое пятно не было определено как одно из них, его внешний вид, безусловно, хаотичен.
Возможно, самая поразительная особенность здесь — тонкие, извивающиеся усики, тянущиеся по всей раме. Эти темные следы прошлой деятельности были вызваны пылевыми вихрями, вихрями пыли, которые возникают как на Марсе, так и на Земле, когда теплый воздух быстро поднимается в более холодный. Эти дьяволы оставляют следы на поверхности планеты, путешествуя по пыльным ландшафтам. Следы здесь имеют ориентацию с севера на юг, что указывает на возможный местный характер ветра.
Голубоватый оттенок следов пыльных вихрей, видимых здесь, является результатом использования трех фильтров, которые были объединены для создания этого изображения; хотя эти фильтры и не отражают того, что наблюдатель мог бы увидеть невооруженным глазом, они создают цветное инфракрасное изображение с большей чувствительностью к изменениям минералогии поверхности.
TGO прибыл на Марс в 2016 году и начал свою полноценную научную миссию в 2018 году. Космический корабль не только передает впечатляющие изображения, подобные этому, но также предоставляет лучший в истории перечень атмосферных газов планеты и составляет карту поверхности планеты в поисках богатых водой мест. Он также будет предоставлять услуги по передаче данных для второй миссии ExoMars, включающей марсоход Розалинд Франклин и платформу Казачок, когда он прибудет на Марс в 2023 году.