Долгое время считалось, что пожилой возраст ведет к значительному снижению наших умственных способностей. Новое исследование Медицинского центра Джорджтаунского университета предлагает удивительно хорошие новости, опровергая эту точку зрения.
Результаты, опубликованные 19 августа 2021 года в журнале Nature Human Behavior, показывают, что две ключевые функции мозга, которые позволяют нам обращать внимание на новую информацию и сосредотачиваться на том, что важно в данной ситуации, на самом деле могут улучшиться у пожилых людей. Эти функции лежат в основе важнейших аспектов познания, таких как память, принятие решений и самоконтроль, и даже навигация, математика, язык и чтение.
Исследовательская группа, в которую вошел первый автор Жоау Вериссимо, доктор философии, доцент Лиссабонского университета, Португалия, изучила три отдельных компонента внимания и исполнительной функции в группе из 702 участников в возрасте от 58 до 98 лет. именно в этом возрасте, поскольку именно в этот период когнитивные функции часто меняются сильнее всего в процессе старения.
Компоненты, которые они изучали, представляют собой сети мозга, участвующие в предупреждении, ориентировании и исполнительном торможении . Каждый из них имеет разные характеристики и зависит от разных областей мозга и разных нейрохимических веществ и генов. Следовательно, рассуждали Ульман и Вериссимо, сети также могут демонстрировать разные модели старения.
Оповещение характеризуется состоянием повышенной бдительности и готовности к реагированию на поступающую информацию. Ориентация включает в себя перемещение ресурсов мозга в определенное место в пространстве. Сеть руководителей препятствует отвлекающей или противоречивой информации, позволяя нам сосредоточиться на том, что важно.
Исследование показало, что с возрастом снижались только способности к оповещению. Напротив, на самом деле улучшилось как ориентировочное, так и исполнительное торможение.
Исследователи предполагают, что, поскольку ориентация и торможение — это просто навыки, которые позволяют людям выборочно обращать внимание на предметы, эти навыки можно улучшить с практикой на протяжении всей жизни. Ульман и Вериссимо предполагают, что польза от этой практики может быть достаточно большой, чтобы перевесить лежащие в основе нейронные нарушения. Напротив, они считают, что уровень оповещения снижается, потому что это базовое состояние бдительности и готовности не может улучшиться с практикой.