Алиса Бруновна Фрейндлих (родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде) — советская и российская актриса театра и кино, также известная как исполнительница песен. В 1981 году она была удостоена звания народной артистки СССР.
Алиса Фрейндлих является лауреатом Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1976), трёх Государственных премий Российской Федерации (1996, 2001, 2008), а также премии Правительства РФ (2010).
С 1983 года Алиса Фрейндлих стала одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге.
Многие фильмы с участием актрисы стали классикой отечественного кинематографа. Она получила широкую известность благодаря таким картинам, как «Соломенная шляпка» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).
Мать Алисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих (урождённая Фёдорова), родом из Пскова, в молодости занималась любительским театром. Позже она переехала в Ленинград, где на курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с отцом Алисы, актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909–2002). По линии отца у Алисы Фрейндлих немецкие корни: её прадед Артур Фрейндлих был стеклодувом, а род его предков переселился в Россию из Германии в XVIII веке.
Первые годы жизни Алисы прошли в доме на Исаакиевской площади. Семья вскоре переехала в коммунальную квартиру на переулке Гривцова, с видом на Исаакиевский собор. По словам самой Фрейндлих, её мать планировала назвать её Натальей, но отец и бабушка настояли на имени Алиса.
С раннего детства Фрейндлих проявляла актёрские способности. В возрасте трёх лет она побывала на спектакле своей тёти и долго после этого разыгрывала сцены из увиденной оперы, играя сама с собой в театр.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны родители Алисы развелись. Отец уехал на гастроли с театром в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью. Вскоре после этого Бруно Фрейндлих покинул Ленинград, избежав выселения немцев, которое началось позже. Многим родственникам семьи, в том числе бабушке и тёте Алисы, пришлось уехать из города. Брат Бруно был арестован и впоследствии расстрелян.
Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания вместе с дочерью на три года переехала в Таллин, где Алиса училась с третьего по пятый класс. В 1948 году они вернулись в Ленинград, и девочка продолжила обучение в школе № 239. В это же время в город вернулся и Бруно Фрейндлих, однако его новая супруга не одобряла общения Алисы с отцом, и её сводная сестра Ирина долгое время не знала о существовании Алисы.
В школе № 239 Алиса посещала театральный кружок под руководством актрисы Марии Призван-Соколовой. Она увидела в девочке большой талант и начала обучать её актёрскому мастерству. В 1953 году, окончив школу, Алиса твёрдо решила стать актрисой, хотя некоторое время не могла выбрать между музыкальной и драматической карьерой. Окончательный выбор в пользу драматической сцены помог сделать отец, отговоривший её от оперного направления, хотя у Алисы был сильный голос — меццо-сопрано.
Алиса поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. В этом ей помогли Призван-Соколова и её муж Павел Вейсбрём. Она сдала вступительные экзамены, продекламировав отрывок из «Мёртвых душ» Николая Гоголя и исполнив романс «Не брани меня, родная».
Именно в это время Фрейндлих впервые встретилась с режиссёром Эльдаром Рязановым. Он был впечатлён её пробами на роль в фильме «Гусарская баллада», но в итоге не утвердил её из-за излишней женственности образа.
В 1960-е годы Алиса стала ведущей актрисой Театра имени Ленсовета под руководством режиссёра Игоря Владимирова, который, по мнению критиков, смог точно почувствовать особенности её таланта. Фрейндлих считала Владимирова своим учителем и другом, с которым её связывали и профессиональные, и личные отношения — они состояли в браке с начала 1960-х годов.
В 1974 году Фрейндлих познакомилась с режиссёром Андреем Тарковским, который предложил ей роль в одном из своих фильмов, но актриса не смогла принять участие в съёмках. В этом же году она не сыграла и в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», хотя изначально планировалось, что главную роль исполнит именно она. Однако к моменту съёмок уже была утверждена польская актриса Барбара Брыльска.
Тем не менее, 1974 год оказался плодотворным для Фрейндлих — она снялась в трёх фильмах: «Анна и Командор», «Соломенная шляпка» и «Агония».