По данным «Автостат Инфо», в 2023 году рынок подержанных автомобилей в России был успешным с точки зрения продаж. Перерегистрации автомобилей выросли на 21% до 6,64 миллиона автомобилей. Однако, развитие этого рынка осложнили несколько обстоятельств.
Введение новых правил уплаты утилизационного сбора в сентябре 2022 года привело к провалу параллельного импорта, на который возлагались большие надежды. С начала августа Япония запретила экспорт автомобилей с двигателями объемом более 1,9 литра, а также гибридных и электромобилей в Россию.
Подобные меры были введены также Южной Кореей. В результате этого ввоз подержанных автомобилей сократился примерно вдвое, а объем импорта стабилизировался на уровне 22-23 тысяч автомобилей в месяц. Более 60% ввезенных автомобилей с пробегом приходится на Японию, а затем следуют Беларусь, Корея, Киргизия и Армения.
Однако, объем ввоза автомобилей через Армению, Грузию, Казахстан и другие страны резко сократился после введения санкций, требующих от автопроизводителей отслеживать поставки в Россию через третьи страны.
Китайская доля импорта подержанных иномарок составила около 2,3%, а доля китайских марок на вторичном авторынке составила около 3% или 144,6 тысячи автомобилей в 2023 году по сравнению с 99,8 тысячами автомобилей в 2022 году.
За прошлый год в России было перепродано 4,8 миллиона подержанных иномарок, что на 23% больше, чем количество перерегистраций в 2022 году (3,91 миллиона). Продажи подержанных автомобилей российского производства выросли на 16% с 1,57 до 1,83 миллиона единиц.
В 2024 году ожидается, что вторичный рынок легковых автомобилей будет развиваться менее интенсивно по сравнению с рынком новых автомобилей.
Это связано с санкционными ограничениями на поставки японских и корейских автомобилей через посредников, а также с сокращением параллельного импорта со стороны российских юридических лиц (так называемых «серых дилеров»), которым стало невыгодно заниматься этой деятельностью.
Некоторые эксперты предсказывают снижение ставки Центробанка во второй половине 2024 года, что может привести к росту кредитования как на рынке новых автомобилей, так и на рынке подержанных автомобилей. Учитывая вышеперечисленные факторы, в 2024 году прогнозируется рост вторичного рынка легковых автомобилей на уровне 10-15%, что соответствует объему от 7,3 до 7,6 миллионов автомобилей.
Источник «Автостат-Инфо«