Neuron: Найдено объяснение «эйфории» после бессонной ночи

Ученые из Северо-Западного университета США провели исследование и выяснили, что недостаток сна в течение одной ночи может смягчить симптомы депрессии на несколько дней. Этот эффект связан с увеличением высвобождения дофамина в определенных частях мозга. Исследование было опубликовано в журнале Neuron.

Врачи уже давно заметили, что острые нарушения сна влияют на психику и поведение людей. Например, они могут вызывать манию или иногда снижать симптомы депрессии. Однако точные механизмы в мозге, которые приводят к этим эффектам, до сих пор плохо изучены. Чтобы разобраться в них, исследователи провели эксперимент с мышами, которые были подвергнуты острой потере сна с помощью специального устройства, не дававшего им спать.

Они обнаружили, что после бессонной ночи дофамин стал выделяться в большем количестве почти во всех исследуемых зонах мозга.

Когда ученые блокировали выработку дофамина в префронтальной коре, антидепрессивный эффект исчезал. Это указывает на то, что префронтальная кора может быть особенно важной для разработки новых антидепрессантов.

Также исследователи обнаружили, что выделение дофамина после бессонной ночи способствует росту пластичности нейронов префронтальной коры, то есть их способности изменяться в ответ на раздражители. Это важное напоминание о том, как наши ежедневные действия могут влиять на мозг всего за несколько часов.

Ученые предполагают, что активация мозга при недостатке сна была важной для выживания наших предков, например, при угрозе хищника или другой опасности. Они также не рекомендуют людям сокращать время сна, чтобы попытаться исцелить депрессию, учитывая краткосрочный эффект.

Полученные данные важны для выбора подходящего антидепрессанта и лучшего понимания того, как работают быстродействующие антидепрессанты, например, кетамин.