Мы часто думаем о младенцах как о чистом холсте, у которого мало способностей к обучению в течение первых нескольких недель жизни. Но младенцы на самом деле начинают обрабатывать язык и речь невероятно рано. Еще в утробе матери они учатся различать голоса, а также некоторые звуки речи. При рождении они уже предпочитают звуки речи другим видам неязыковых звуков .
Но как именно детский мозг учится обрабатывать сложные языковые звуки, до сих пор остается загадкой. В нашем недавнем исследовании, опубликованном в Nature Human Behavior , мы раскрыли подробности этого умопомрачительно быстрого процесса обучения, начиная с первых часов после рождения .
Мы сотрудничали с группой исследователей новорожденных в Китае, которая снабжала головы младенцев небольшим колпачком, покрытым сложными светоизлучающими устройствами, предназначенными для измерения крошечных изменений уровня кислорода в мозге младенцев. Детекторы в кепке могли бы помочь нам определить, какие области мозга были активны с течением времени.
Процедура, которая абсолютно безопасна и безболезненна, была проведена в течение трех часов после рождения детей. Для этого ребенку требовалось только надеть маленькую эластичную шапочку и направить крошечные инфракрасные лучи (по сути, тепловое излучение) через голову. Это согласуется с распространенной во многих культурах практикой заворачивать новорожденных в плотно прилегающее одеяло, чтобы умиротворить их и облегчить переход от комфорта матки к дикому миру автономного физического существования.
В течение трех часов после рождения все младенцы подвергались воздействию пар звуков, которые, по прогнозам большинства исследователей, они должны были различать. Сюда входили гласные (например, «о»), и эти же гласные воспроизводились в обратном порядке.
Обычно реверсивная речь сильно отличается от нормальной (прямой) речи, но в случае изолированных гласных разница едва уловима. Фактически, в нашем исследовании мы обнаружили, что взрослые слушатели могли различить эти два случая только в 70% случаев.
Что нас удивило, так это то, что новорожденные не могли различать гласные в прямом и обратном направлении сразу после рождения, потому что мы не обнаружили разницы между сигналами мозга, собранными в каждом случае в первые три часа после рождения. Оглядываясь назад, мы не должны были так удивляться, учитывая, насколько тонкой была разница.
Однако мы были ошеломлены, обнаружив, что, слушая эти звуки в течение пяти часов, новорожденные начали различать эти прямые и обратные гласные. Во-первых, их реакция на гласные вперед стала быстрее, чем на гласные назад. А еще через два часа, в течение которых они в основном спали, их мозг реагировал на гласные, идущие вперед, не только быстрее, но и сильнее по сравнению с младенцами, обученными другим гласным, или младенцами, которые хранили молчание.
Это означает, что в первый день жизни мозгу ребенка требуется всего несколько часов, чтобы усвоить тонкую разницу между естественными и немного неестественными звуками речи.
Кроме того, мы смогли увидеть, что области головного мозга верхней височной доли (часть мозга, связанная со слуховой обработкой) и лобной коры (участвующая в планировании сложных движений) участвуют в обработке гласных звуков, особенно в левом полушарии. . Это похоже на схему, лежащую в основе понимания и производства речи у взрослых.
И что еще более удивительно, мы смогли обнаружить перекрестные помехи (связь между различными областями мозга) между этими областями в обеих группах детей-участников, которые подвергались воздействию звуков речи, но не в тех, кто не проходил никакого обучения. Другими словами, нейроны тренированных младенцев «разговаривали» между собой в мозгу, чего не наблюдалось у младенцев, которые в течение того же периода молчали.
Новорожденные, вероятно, получают непосредственную пользу от того, что с ними разговаривают с самых первых моментов, когда они покидают матку. Ясно, что «воспитание» — изменение мнения окружающей средой — начинается с первого дня.