Археологи обнаружили старейшую мастерскую по производству охры в Восточной Азии

Около 40 000 лет назад небольшая группа собирателей припарковалась на берегу реки на территории нынешнего северо-восточного Китая. Некоторые расщепляли гальку и кости, чтобы сделать небольшие инструменты, а другие разводили огонь. И по крайней мере один опытный мастер сосредоточился на основной задаче: измельчении красных, фиолетовых и серых кусков охры в яркий порошок, который можно было бы использовать в качестве краски.

Теперь ученые подтвердили, что эта подготовленная охра является древнейшей из найденных в Восточной Азии. Хотя окаменелости человека не были обнаружены, находки позволяют предположить, что мастера по охре были современными людьми и частью ранее неизвестной миграции в Евразию.

Ученые часто описывают распространение современных людей за пределами Африки как одну успешную миграцию около 60 000 лет назад, говорит Кристофер Бэй, палеоантрополог из Гавайского университета в Маноа, не участвовавший в исследовании. Но он говорит, что новый сайт под названием Xiamabei указывает на то, что в Азию было «множественное рассредоточение». «Я не думаю, что достаточно людей обратили внимание на этот регион. … Это только вопрос времени, когда будет найдено гораздо больше доказательств».

Во всем мире люди прошлого и настоящего обрабатывали охру для множества задач, включая символическое использование в наскальной живописи и росписи тела, а также в качестве ингредиента в клеях, солнцезащитном креме и средстве от насекомых. Поскольку для превращения богатой железом породы в полезный пигмент требуются знания и навыки, обработка охры часто считается маркером поведения современного человека, особенно в сочетании со сложными каменными орудиями.

«Охра дает представление о знаниях людей об окружающем мире», — говорит Рэйчел Попелка-Филкофф, эксперт по охре и ученый-археолог из Мельбурнского университета. «У вас должна быть возможность получить его, изменить его свойства, использовать его, а когда речь идет о символических практиках, вы должны иметь вокруг себя сообщества, чтобы понять этот символизм».

Исследователи раскопали доказательства существования Homo sapiens в Китае, насчитывающего около 100 000 лет . А древняя ДНК из окаменелости H. sapiens возрастом 40 000 лет, расположенной всего в 100 километрах от места, о котором недавно сообщалось, представляет прямую генетическую линию некоторым современным азиатам. Но артефактов охры возрастом более 35 000 лет в регионе не обнаружено. Сложные тонкие каменные наконечники, еще одно новшество, характерное для современных людей, появились только 29 000 лет назад.

В 2013 году Фа-Ган Ван, археолог из Института культурных реликвий и археологии провинции Хэбэй, начал раскопки в Сямабэе, менее чем в 150 км к востоку от Пекина. Примерно на 2,5 метра вниз команда достигла поверхности, где люди, должно быть, задерживались много тысяч лет назад. На площади около 12 квадратных метров — размером с парковочное место — археологи обнаружили 382 каменных артефакта, более 400 кусочков костей животных и остатки костра. Они также обнаружили пятно красной грязи, два куска охры, похожий на пестик булыжник и плиту известняка.

Используя радиоуглеродное датирование и оптически стимулированную люминесценцию — метод, который измеряет время, прошедшее с тех пор, как отложения в последний раз видели солнечный свет, — команда, к которой присоединились ученые из Европы и Китайской академии наук (CAS), обнаружила, что возраст артефактов составляет от 39 000 до 41 000 лет. репортаж сегодня в Nature . Учитывая, что охристые артефакты рядом моложе, такой давней даты не ожидали. «Когда стали известны результаты… это нас очень удивило. Ничего себе», — вспоминает Шися Ян, ведущий автор исследования и археолог из CAS.

Хотя исследователи не могли точно определить, для чего использовалась охра, микроскопический, минеральный и элементный анализ артефактов и рыхлой почвы выявил сложность мастерской. Древние люди измельчали, полировали и растирали несколько видов необработанной охры, чтобы создать порошки разных цветов и размеров зерна.

Каменные артефакты также оказались уникальными для региона и периода. Изготовлен из кремня и кварцевой гальки, размер большинства из которых не превышает 2 сантиметров. Камешки были разбиты на крошечные камешки с острыми краями, надеты на костяные ручки и, вероятно, использовались для скобления шкур, сверления дерева и обрезки растений. «Они многое сделали с этими двухсантиметровыми штуками, — говорит Ян.

В совокупности, по словам Янга, артефакты предполагают, что Сямабэй «полностью отличался» от современных памятников в Северном Китае, которые имеют другие инструменты и не имеют признаков обработки охрой. Авторы предполагают, что собиратели сяамабей принадлежали к отдельной группе евразийских мигрантов, которые, возможно, пересеклись с другими людьми, такими как денисовцы, по мере их распространения в Восточную Азию. Они предполагают, что контакт с другими видами людей может объяснить уникальный ассортимент артефактов.

Но археолог Николас Цвинс из Калифорнийского университета в Дэвисе считает, что нет необходимости ссылаться на денисовцев, чтобы объяснить отличительные находки — современные люди, возможно, просто адаптировали свой репертуар к новой среде. Тем не менее, по его словам, сайт является хорошим подтверждением инноваций, которые являются признаками распространения современного человека в Евразии.