Вариант риска COVID-19 , унаследованный от неандертальцев, снижает риск заражения человека ВИЧ на 27 процентов.
Некоторые люди серьезно заболевают при заражении SARS-CoV-2 , в то время как у других проявляются только легкие симптомы или они отсутствуют вовсе. В дополнение к факторам риска, таким как преклонный возраст и хронические заболевания, такие как диабет, наше генетическое наследие также влияет на индивидуальный риск тяжести течения COVID-19.
Осенью 2020 года Хьюго Зеберг из Каролинского института и MPI-EVA и Сванте Паабо из MPI-EVA показали, что мы унаследовали основной генетический фактор риска тяжелого течения COVID-19 от неандертальцев. Весной 2021 года тот же дуэт исследователей изучил этот вариант ДНК древнего человека и заметил, что его частота значительно увеличилась со времени последнего ледникового периода. На самом деле он стал неожиданно обычным для генетического варианта, унаследованного от неандертальцев. Следовательно, это могло иметь благоприятное влияние на его носителей в прошлом. «Этот основной генетический фактор риска для COVID-19 настолько распространен, что я начал задаваться вопросом, действительно ли он может быть полезен для чего-то, например, для защиты от другого инфекционного заболевания», — говорит Хьюго Зеберг, который является единственным автором нового исследования в США. ПНАС.
Генетический фактор риска расположен в области на хромосоме 3, состоящей из множества генов. Рядом с ним находится несколько генов, которые кодируют рецепторы иммунной системы. Один из этих рецепторов — CCR5 — используется вирусом ВИЧ для заражения лейкоцитов. Зеберг обнаружил, что у людей с фактором риска COVID-19 было меньше рецепторов CCR5. Это побудило его проверить, имеют ли они также более низкий риск заражения ВИЧ. Анализируя данные о пациентах из трех крупных биобанков (FinnGen, UK Biobank и Michigan Genomic Initiative), он обнаружил, что у носителей варианта риска для COVID-19 риск заражения ВИЧ был на 27 процентов ниже. «Это показывает, как генетический вариант может быть как хорошей, так и плохой новостью: плохая новость, если человек заражается COVID-19, и хорошая новость, потому что он обеспечивает защиту от заражения ВИЧ», — говорит Зеберг.
Однако, поскольку ВИЧ возник только в 20-м веке, защита от этого инфекционного заболевания не может объяснить, почему вариант с генетическим риском для COVID-19 стал настолько распространенным среди людей еще 10 000 лет назад. «Теперь мы знаем, что этот рискованный вариант COVID-19 обеспечивает защиту от ВИЧ. Но, вероятно, это была защита от еще одной болезни, которая увеличила свою частоту после последнего ледникового периода», — заключает Зеберг.