Африканский мужчина, живший всего 350 лет назад, был похоронен в доисторической куче ракушек в Аморейре в Португалии. Это было очень удивительно, потому что Аморейра и другие помойки в районе Муге хорошо известны археологам как кладбища последних охотников-собирателей, живших в этом районе 8000 лет назад. Чтобы исследовать это захоронение, исследователи из Университета Упсалы и Университета Лиссабона объединили биомолекулярную археологию, древнюю ДНК и исторические записи.
Мы смогли определить, что это были костные останки африканца в первом поколении, вероятно, из Сенегамбии, прибывшего в Португалию через трансатлантическую работорговлю, который умер около 1630 и 1760 годов. Его генетическая подпись указывает на африканское происхождение, в то время как изотопный анализ пищи показывает что на протяжении большей части его жизни его диета состояла из растительной пищи, обычно встречающейся в Сенегамбии, но не в Португалии в то время, плюс незначительное потребление морских продуктов с низким трофическим уровнем (таких как двустворчатые моллюски). Изотопный сигнал кислорода в костном биоапатите отражает проглоченную воду в месте происхождения, которое может быть сужено до прибрежных районов Западной Африки, в современных Мавритании, Сенегале и Гамбии.
На протяжении более трех столетий африканцы были жестоко изгнаны со своей родины и вынуждены принять новую религию, новое имя и новый язык. Африканские общины в Португалии разработали стратегии сохранения своей социокультурной идентичности и ценностей, аналогичные тому, что задокументировано в Америке.
Мы использовали наши результаты для поиска других подсказок, которые могли бы помочь нам понять мотивы его необычного захоронения. Погребение этого человека в месте, которому 8000 лет, может быть примером сохранения африканских культурных верований и обычаев африканцами, переселенными в Европу, хотя эта конкретная практика не задокументирована в исторических записях . Как и многие другие археологические памятники , Аморейра, вероятно, была известна местному населению как древнее кладбище, учитывая обилие костей животных и людей .на сайте. Эта могила, кажется, была засыпана слоем песка, что свидетельствует об уровне подготовки к захоронению в, казалось бы, необычном месте; в Португалии от средневековья до середины 19 века умерших обычно хоронили в религиозных местах, но не в этом.
Мы обнаружили, что интересно, что и по сей день ракушечники активно используются в Западной Африке. В частности, в Сенегамбии куча ракушек используется на древних и современных кладбищах. Погребение этого человека в португальской куче ракушек может указывать на то, что африканская община Аморейра признала это место значимым, возможно, в соответствии с западноафриканскими социокультурными традициями. Фактически, другие примеры нехристианских погребальных практик были обнаружены на кладбище порабощенных людей на Канарских островах. Будущие расследования могут прояснить, было ли это изолированным событием или частью более широкого движения.
Мы попытались идентифицировать этого человека и нашли документ местной церкви от 1 ноября 1676 года, в котором упоминается убийство молодого человека по имени Жоао в Арнейру-да-Аморейра, именно в том районе, где были найдены останки костей. Однако в церковных книгах указано, что жертва была похоронена на кладбище, а кости, которые мы нашли, были захоронены в Аморейре. Кроме того, убитый мужчина описывается как коричневый или темно-коричневый, что, возможно, описывает межрасового человека, но наши результаты показывают, что и мать, и отец имели африканское происхождение. Является ли совпадение места описанного убийства и изученных нами костных останков простым совпадением или, скорее, результатом неполноты, отсутствия деталей или даже точности исторических записей, остается неизвестным.
Несмотря на неполноту человеческих останков и исторических записей, пересечение нескольких направлений исследований позволило восстановить конкретные аспекты жизни и смерти африканца в первом поколении в Португалии в период трансатлантической работорговли. иначе было бы невозможно тщательно изучить скелетный материал в археологическом контексте. Что еще более важно, он показывает ценность междисциплинарных исследований для изучения историй жизни отдельных африканцев в Европе раннего Нового времени, которые были скрыты в крупномасштабных исследованиях.