Сверхмассивные черные дыры (СМЧД) занимают центры галактик с массами от одного миллиона до 10 миллиардов солнечных масс. Некоторые сверхмассивные чёрные дыры находятся в яркой фазе, называемой активными ядрами галактик (AGN).

Открытие умирающей сверхмассивной черной дыры с помощью светового эха продолжительностью 3000 лет.

Кохей Итикава из Университета Тохоку и его исследовательская группа, возможно, случайно обнаружили AGN ближе к концу его жизненного цикла после улавливания сигнала AGN от галактики Arp 187.

Наблюдая за радиоизображениями в галактике с помощью двух астрономических обсерваторий — Атакамской большой миллиметровой / субмиллиметровой матрицы (ALMA) и очень большой матрицы (VLA), они обнаружили реактивную долю, являющуюся отличительным признаком AGN. Однако они не заметили сигнала от ядра, что указывает на то, что активность AGN уже может быть молчаливой.

При дальнейшем анализе многоволновых данных они обнаружили, что все маломасштабные индикаторы AGN молчали, в то время как крупномасштабные индикаторы были яркими. Это потому, что AGN недавно было закалено в течение последних 3000 лет.

Как только AGN умирает, мелкомасштабные элементы AGN становятся слабыми, потому что дальнейшие источники фотонов также прекращаются. Но крупномасштабная область ионизированного газа все еще видна, поскольку фотонам требуется около 3000 лет, чтобы добраться до края области. Наблюдение за прошлой активностью AGN известно как световое эхо.

«Мы использовали рентгеновский спутник NASA NuSTAR, лучший инструмент для наблюдения за текущей активностью AGN», — сказал Итикава. «Это позволяет не обнаруживать, поэтому мы смогли обнаружить, что ядро ​​полностью мертво».

Результаты показывают, что отключение AGN происходит в пределах 3000-летнего периода, а ядро ​​становится более чем в 1000 раз слабее за последние 3000 лет.

Источник — aobe.