Phys.org: Исследователи обнаружили ранее неизвестную роль первичных ресничек в клетках позвоночных

Первичная ресничка, антенно-подобная субклеточная структура «органелла», выступающая снаружи из многих типов клеток позвоночных, играет важную, но ранее упускаемую из виду роль в управлении ростом лимфатических сосудов, как показывает новое исследование.

Авторы впервые показывают, что лимфатические эндотелиальные клетки мыши и человека (LECs), которые составляют внутреннюю и внешнюю выстилку лимфатических сосудов, используют первичные реснички. Они обнаружили, что первичные реснички LEC могут направлять рост функциональной лимфатической сети не только во время пренатального развития, но и на протяжении всей жизни во время воспаления и заживления ран, а также в ответ на рак. Они показывают, что у мышей, у которых предотвращено образование первичных ресничек в LEC, развиваются лимфатические сосуды, которые локально разрастаются, предполагая, что сигналы, получаемые первичными ресничками, могут определять правильные паттерны роста лимфатических сосудов. Эти результаты, опубликованные сегодня в журнале Границы клеточной биологии и биологии развития имеют значение для медицины человека.

Система лимфатических сосудов позвоночных состоит из сотен лимфатических узлов, соединенных сетью сосудов, распространенных по всему телу. Лимфатические сосуды играют решающую роль в здоровье и гомеостазе: они облегчают движение иммунных клеток во время воспаления, отводят лишнюю жидкость из пространства между клетками в лимфатические узлы и возвращают ее — очищенную от патогенов — в кровоток, а также поглощают молекулы жира в качестве источника энергии. Они сначала прорастают во время эмбрионального развития, но лимфангиогенез, рост новых лимфатических сосудов, продолжается на протяжении всей жизни в адаптивном ответе на микросреду, в частности, во время воспаления и заживления ран. Нарушение лимфангиогенеза может вызвать отек, нарушение заживления ран, хроническое воспаление и прогрессирование опухоли.

«Поразительное разрастание лимфатических сосудов, наблюдаемое после потери первичных ресничек, указывает на ключевую роль ресничек в координации физиологии LEC с их микросредой. Теперь задача состоит в том, чтобы идентифицировать сигналы, воспринимаемые лимфатическими ресничками. У эукариотических организмов реснички являются известно, что они используют широкий спектр сигналов, таких как небольшие молекулы, пептиды, физические силы, осмотические изменения и свет, поэтому в принципе лимфатические клетки имеют много возможностей для восприятия», — заключает соавтор профессор Грегори Дж. Пазур из Массачусетского университета.