Ученые выяснили, как безвредные кишечные бактерии становятся плохими

Международная группа ученых определила, насколько безобидные кишечные бактерии кишечной палочки у кур могут легко улавливать гены, необходимые для развития, чтобы вызвать опасную для жизни инфекцию.

Их исследование, опубликованное в Nature Communications , предупреждает, что такие инфекции не только влияют на птицеводство, но также могут потенциально передаваться и заразить людей.

E. coli — обычная бактерия, обитающая в кишечнике большинства животных, включая человека. Обычно он безвреден, когда остается в кишечнике, однако он может стать очень опасным, если попадает в кровоток, вызывая системную инфекцию, которая может даже привести к смерти.

Патогенная птичья кишечная палочка (APEC) является наиболее распространенной инфекцией у кур, выращиваемых на мясо или яйца. Это может привести к смерти почти в 20% случаев и причинить многомиллионные потери в птицеводстве . Проблема усугубляется увеличением резистентности к антибиотикам, а инфекции также могут вызвать заболевание у людей.

Группа ученых, возглавляемая Центром эволюции Милнера при Университете Бата, секвенировала и проанализировала полные геномы бактерий E. coli, обнаруженных у здоровых и инфицированных кур, выращенных на коммерческих птицефермах, чтобы лучше понять, почему и как эти обычно безобидные насекомые может оказаться смертельным.

Они обнаружили, что не существует единого гена, ответственного за превращение безвредной бактерии в патогенную, а скорее это может быть вызвано несколькими комбинациями разнообразной группы генов .

Их результаты показывают, что все бактерии в кишечнике цыплят могут улавливать гены, необходимые для превращения в опасную инфекцию, посредством процесса, называемого горизонтальным переносом генов .

Горизонтальный перенос генов позволяет бактериям получать новый генетический материал от других бактерий поблизости. Это может происходить путем удаления молекул ДНК из мертвых бактерий; путем обмена цепями ДНК путем «бактериального секса» или заражения вирусами, передающими ДНК от одной бактерии к другой.

Профессор Сэм Шеппард из Центра эволюции Милнера Университета Бата руководил исследованием. Он сказал: «Раньше мы думали, что кишечная палочка стала патогенной, поскольку приобрела определенные гены от других насекомых, часто упакованные в мобильные элементы, называемые плазмидами.