Ученые рассказали про роль извержения вулканов в истории человечества

За последние два тысячелетия вулканы значительно повлияли на погодные условия Земли. Ученые из Гарварда даже считают, что вызванные ими извержения и температурные колебания сыграли большую роль в изменении истории всего человечества.

В рамках новой научной работы исследователи изучили образцы около 9 тысяч мертвых и живых деревьев, и полученные данные были использованы для создания полной записи климатических записей. Расчеты проводились с 1 года н.э. Ученые сравнили полученную информацию с датами масштабных извержений вулканов. Как оказалось, им удалось снизить среднюю температуру в мире на несколько десятых градуса Цельсия, что считается довольно ощутимым снижением, и наиболее ярко это было заметно в Евразии и Северной Америке. Выбрасываемая вулканами сера направлялась в стратосферу, блокируя солнечные лучи, что, в свою очередь, сокращало периоды роста растений, что вкупе с похолоданием вызывало неурожаи.

В годы отсутствия вулканической активности планета, наоборот, потеплела. Так, например, в 280-е, 990-е и 1020-е годы летняя погода была настолько жаркой, что значения температуры были сопоставимы с показателями первого десятилетия 21 века. Но VI-VII века были отмечены малым ледниковым периодом.

Исследователи также выяснили: более или менее постоянное тепло в средневековый и римский периоды, когда почти не было крупных извержений вулканов, совпало с периодом расцвета и политической стабильности стран. А время, характеризовавшееся вулканической активностью, сопровождалось конфликтами и экономическим упадком.

«Миллионы людей пострадали от сильного извержения, которое сокращает производство зерна. Неурожай приводит к голоду, болезням, конфликтам и перемещению. Мы обнаружили множество свидетельств этого в исторических записях», — сказали исследователи из Гарварда.