Один из шести специальных посланников Всемирной организации здравоохранения по Covid-19 выделил ответные меры Швеции на вирус как модель, которой другие страны должны подражать в долгосрочной перспективе.
Доктор Дэвид Набарро, выступая в радиоинтервью Magic Talk в Новой Зеландии, сказал: «Для всех стран настоящий подход, к которому мы должны стремиться, — это поведение, которое принято повсюду».
Набарро сказал, что ключом к устойчивой стратегии борьбы с коронавирусом является доверие, и указал на Швецию в качестве примера. Скандинавская нация ввела гораздо меньше ограничений на передвижение, чем другие, и вместо этого полагалась на шведов, которые будут действовать ответственно и следовать руководящим принципам, установленным органами здравоохранения страны.
«В Швеции правительство могло доверять обществу, а общество могло доверять правительству», — сказал Набарро.
Безусловно, уровень смертности от Covid-19 в Швеции значительно выше, чем во многих других странах, и составляет 57 на 100 000 человек . Но темпы новых инфекций и смертей заметно замедлились с конца июня. Это событие побудило шведское национальное агентство здравоохранения предложить поднять лимит на определенные общественные собрания с 50 до 500 человек.
Напротив, правительства других стран мира снова вводят более строгие меры на фоне возобновления роста числа дел. Набарро охарактеризовал изоляцию как «грубый инструмент», который «действительно ущемляет средства к существованию всех, особенно бедных людей и малых предприятий». В ответ на замечание посланника генеральный директор шведского агентства общественного здравоохранения Йохан Карлсон сказал в интервью газете Svenska Dagbladet : «Мы — одна из немногих стран с ограниченным распространением инфекции, в отличие от нескольких стран Европы, где инфекция резко возвращается».
«Я называю это эффектом пробки от шампанского», — сказал Карлсон.
Но шведская стратегия Covid по-прежнему вызывает множество критиков, в том числе внутри страны. Фредрик Элг, профессор вирусологии в Университете Умео, указывает на большое количество погибших как на доказательство того, что метод легкого прикосновения потерпел неудачу.