Большое количество киберспортивных турниров используют групповой формат, который не используется за их пределами. Мы рассмотрим формат, широко известный как GSL. Как он работает, где он зародился и на каких турнирах он используется.
Как работает формат GSL?
Стиль формата GSL значительно подвергается влиянию турнирной системе с выбыванием после двух поражений. По сути, первые две игры проводятся как обычно: победившая команда идет в верхнюю сетку, а проигравшая — в нижнюю.
Команды, которые выступают в формате GSL, имеют три попытки, чтобы выйти из группы. Победите два раза, и вы пройдете в следующий этап турнира. Проиграете два раза — и вы покинете соревнования.
Пока мы используем сетки для демонстрации структуры, GSL-группы традиционно отображаются в таблице, по подобию формата по круговой системе. Со сплитом посередине относительно проще понять какие из четырёх команд прошли квалификацию, а какие выбыли.
Формат невероятно универсален и может использоваться в турнирах, которые используют любой формат серии, от Best of 1 до Best of 7. Его также можно изменить, чтобы он позволял проводить различные соревнования. Например, чтобы в плей-офф выходило три команды вперед, или просто удваивая количество команд, принимающих участие.
Естественно, есть у GSL есть ограничения. Главное из них — групповой этап. Самое большое количество команд, с которыми ты сможешь сыграть, — три. В данном формате группы напрямую влияют на распределение мест в плей-офф. Две победы или два поражения выведут вас в следующий этап или закончат ваш путь на турнире, поэтому важна каждая игра, и легко может произойти ситуация, когда «утренняя игра», когда вы еще не раскликались, может стать для вас решающей на турнире.
Также GSL критиковался за то, что он предполагает с большой долей вероятности наличие матча-реванша в игре на вылет. По сравнению с групповым этапом по круговой системе, матч-реванш в формате GSL может нанести ущерб честной конкуренции. К примеру, в первой игре команда А обыграла команду В со счётом 2:0, но затем проиграла ей со счётом 1:2 в матче-реванше. В формате GSL команда А покинет турнир, хотя одержала победу на большем количестве карт. Однако тут есть и контраргумент: матч на вылет имеет большее влияние, так как его исход влияет на проход в следующий этап турнира.
Как появился формат GSL?
Формат GSL впервые стал использоваться в StarCraft. Хотя его название происходит от популярного турнира Global StarCraft II League, впервые его использовали почти за десять лет до его старта.
Первое использование GSL произошло на квалификации SKY Ongamenet Starleague в 2002 году. Он пришёл на замену круговой системе, чтобы сократить количество сыгранных матчей, ускорить турнир, а также исключить вероятность тай-брейков.
GSL использовался время от времени в StarCraft: Brood War перед выпуском StarCraft 2. Его популярность началась с 2010 года благодаря Global StarCraft II League. Спустя несколько лет, в 2012 году, после выхода статьи на HLTV.org, где обсуждались форматы турниров, его начали использовать в других дисциплинах. Спустя год GSL был использован на DreamHack Bucharest 2013 по CS:GO, а впоследствии и на первом мэйджоре — DreamHack Winter 2013.
В каких турнирах используется GSL?
Формат GSL используется на многих киберспортивных турнирах — смотрите расписание матчей по киберспорту. Это основной формат на соревнованиях по StarCraft II, включая Code S и World Championship Series (WCS). Также GSL использовался на Blizzcon в 2019 году.
Разумеется, это не единственный формат, который используется. Многие турниры проводятся по турнирной системе с выбыванием после двух поражений (Double Elimination) или по Олимпийской системе (single-elimination) или по круговой системе (round-robin). Ярким примером является турнир GSL vs The World, где игроки борются как раз в формате single-elimination.
Кроме StarCraft, формат GSL активно используется в CS GO: Global Offensive. Кроме серии BLAST Premier Spring, три из первых четырёх офф-лайн соревнований использовали именно GSL. В 2019 году на шести из девятнадцати крупных турниров использовали GSL, а ещё на восьми команды играли по одной из вариаций этого формата.
События, в которых не использовался GSL, либо проводились по традиционной круговой системе, либо по швейцарской системе, как это было на каждом мэйджоре по Counter-Strike: Global Offensive начиная с 2017 года.
Помимо StarCraft и CS:GO его используют и в других дисциплинах: в Rainbow Six: Siege (включая ежегодный Six Invitational), а также ряд турниров в Dota 2. И только в League of Legends в GSL нет смысла, так как там на турнирах используются групповые этапы.
Идеального форматы для киберспортивных турниров не существует. Каждому соревнованию необходим свой формат, однако GSL стал основной для ряда киберспортивных турниров, что доказало его эффективность.