Ученые назвали ещё одну версию происхождения марсианской глины

По мнению ученых — астрогеологов, залежи марсианской глины могли появиться после выхода на поверхность планеты потоков лавы, а не на дне рек и морей. Об этом они заявили в статье журнала Nature Geoscience.

Считается, что 3.8-3.5 млн лет назад на поверхности красной планеты существовали реки и океаны из жидкой воды. Постепенно вода исчезла по причине слишком малых размеров Марса для удержания плотной атмосферы.

Во второй половине 2000-го года зонд Mars Reconnaissance Orbiter обнаружил на планете большие отложения глины с молекулами воды внутри. Это открытие свидетельствовало о существовании воды на Марсе в древности.

Группа под руководством Алана Менье из университета в городе Пуатье во Франции, разрабатывая курсовые работы, пришла к выводу, что такие глины могли возникнуть и без участия марсианских рек и океанов. Аналог марсианских пород они обнаружили на Земле в очень неожиданном месте.

Менье и коллеги работали над изучением образцов глины, извлеченной в разных уголках Земли, и сравнивали их с марсианскими породами. В процессе астрогеологам попался фрагмент материи с атолла Муруроа, что в Тихом океане.

По свойствам глина почти не отличалась от марсианской, можно предположить, что на Марсе глина возникала по примеру ее появления на атолле Муруроа, а это не водные потоки, а вулканические процессы.

В процессе извержения пустоты в застывшей породе магмы содержали кипящую грязь, которая превращалась в глину, богатую магнием, железом, с включением частиц магмы.

Ученые отметили, что на красной планете присутствуют все необходимые составы для образования таких глин – многочисленные базальтовые лавы, богатые молекулами воды.

Нельзя, однако, исключать и возможность появления глин в результате почвенной эрозии потоками воды. Если теория Менье и коллег подтвердится, то нельзя отрицать того, что на Марсе когда-то были значительные объемы жидкой воды.