Репортаж – это когда очевидец живо рассказывает о событии, произошедшем в жизни общества. Притом что автор является его непосредственным участником.
Главная задача репортёра – построить свой рассказ так, чтобы зрители смогли воочию представить себе всё происходящее.
Другими словами, репортаж – это не только глаза, но и уши читателей, слушателей и зрителей.
Композиционное построение этого жанра может быть разным. В стандартном виде композиция включает:
- Начало или зачин, где описывается место происходящего, окружающая среда.
- Основная часть – рассказ непосредственно о событии (глаголы следует употреблять в настоящем времени, чтобы была видна чёткая хронология всего произошедшего).
- Заключение – автор даёт оценку ситуации, делает небольшой вывод, плавно подводя к нему читателя.
Главная особенность репортажа – быстрота описания и наглядное представление об эпизоде, отражающее личный взгляд корреспондента. Репортаж позволяет читателю мысленно перенестись на место происшествия, чтобы увидеть развитие событий, услышать мнение тех, кто в них участвовал, прочувствовать царящую там атмосферу.
Достижение эффекта присутствия – важное изобразительно-выразительное средство, которое создаётся визуальной картинкой, характерными красками, звуковыми сигналами, ритмичностью. И здесь важно работать с деталями.
Сам автор проявляет своё присутствие через текст с помощью местоимений «я» или «мы». Бывает и так, что корреспондент не говорит о себе, но в ходе повествования становится ясно, что он сам присутствовал на месте событий.
Специфичность этого журналистского жанра сквозит во всём – в стилистике, образности, эмоциональности. Своеобразен и репортёрский язык, сочетающий документалистику и художественность.
Если автором нарушен этот тонкий баланс, то репортаж получается скучным и неинтересным. Когда дисбаланс склоняется в художественном направлении, то исчезает реальность события.
Виды репортажа
Репортажи бывают трёх видов, что определяется их тематикой:
- Событийные – в точности передаётся хронология значимого события. Такие репортажи основываются на конкретном факте, который требует привлечения внимания власти и общественности. Журналист не просто даёт картинку, а проводит анализ, сопоставление, сопровождая их своими комментариями. В кадре чередуются эпизоды и рассуждения.
- Тематически-познавательные – сообщают о новых, интересных моментах. Они легко воспринимаются людьми, отличаются множеством разноплановых сюжетов. Здесь не требуется аналитика, важно донести до зрителя все новшества, расширяющие кругозор, интересующие его с занимательной и познавательной точки зрения. Для этого журналисты используют архивные документы, исторические справки, документальные воспоминания очевидцев. Данные статистики в этом случае имеют ценность только в сравнении с другими цифрами. Их приводят для более лёгкого и наглядного восприятия предлагаемой информации. Такие репортажи не требуют оперативности и временной актуальности. Тут неважно событие, главное – заинтересовать аудиторию фактами.
- Постановочные – рассказывают о тех событиях, которые не были запланированы.
Таким образом, репортаж – это жанровое направление, которое автор использует, рассказывая о событии непосредственно в момент его совершения с помощью средств изображения (радио – звук и интонация, телевидение – видеосюжет и выразительный комментарий).
Разновидности репортажей
Репортаж имеет множество разновидностей, среди которых следует отметить:
- Проблемный – используется в печатных СМИ, как способ передачи образов и эмоций по поводу реального события, отражающего социальные проблемы, требующие незамедлительного решения. Интерес читателей в данном случае подогревается злободневностью поднятой темы. Корреспондент не только даёт картину события, но проводит его анализ, сравнивает и высказывает своё мнение.
- Тематический – событийность может быть основана на отдельном фрагменте, но текст комментария расширен и более подробен.
- Актуальный – отличается лаконичностью, наглядностью, точностью. Он эмоционально отображает актуальное событие в оперативном ключе. Для усиления достоверности тут важно передать оценку этого момента очевидцами, самими героями и участниками случая.
- Расследование – чёткое описание пути журналиста, раскручивающего тайное событие. Основывается оно на размышлениях самого автора и точном фиксировании «нарытой» им информации в соответствии с хронологией. Такой репортаж документален по своей сути, несёт разоблачение преступившим закон. Его создают по примеру детективного расследования. Ярко выражен факт непосредственного участия автора рассказывающего как всё начиналось, сравнивающего известные ему факты, преподносящего цифры, высказывающего свои мысли.
- Комментированный – освещение произошедшего сопровождается подробным комментированием со стороны создателя репортажа. Эта разновидность включает созвучие трёх элементов: информации, интерпретированы и их последующего комментирования с учётом собственного мнения журналиста. Автор берёт за основу наиболее важный момент, чтобы посеять некоторую интригу. Далее идёт собственно комментарий, который по усмотрению репортёра может быть расширенного типа, а также синхронного или профессионального. Эта разновидность предусматривает глубокое понимание проблемы. Поэтому журналист не пренебрегает временной «сменой профессии», чтобы увидеть всё изнутри. Обычно такой ход применяют, если нет других источников. Корреспондент на какой-то период становится, к примеру, уборщиком в цирке, обычным продавцом в магазине, зэком, а то и нищим бездомным. Надо помнить лишь о том, что все используемые для получения информации способы должны быть законными.
Теперь мы с вами знаем какие есть разновидности репортажей. Каждый репортёр, являясь свидетелем того или иного события, самостоятельно выбирает, каким будет его рассказ для зрителей. Главное, чтобы репортаж был достоверным, нёс в себе рациональное зерно и имел определённую значимость для общества.
Боле подробно об этом можно узнать в интернете. Например, на данной странице у вас есть возможность ознакомиться с тем, какие бывают новости Воронежа http://www.vestivrn.ru/ либо на другом ресурсе по вашему желанию.