Где-то в глубинах научно-исследовательских комплексов США сравнительно недавно была создана новая команда инженеров NASA, которая принялась за разработку космического корабля, предназначенного для отправки астронавтов на поверхность Луны. Это может стать первым визитом человечества на естественный спутник Земли со временем славных дней 60-х годов прошлого столетия.
Исследовательская группа по посадочным модулям (так ее называют внутри NASA) на протяжении нескольких последних недель трудилась над первыми набросками своего будущего космического устройства. Данная информация была раскрыта в рамках последней презентации американского агентства. Наиболее интересной особенностью возрождающегося проекта станет тот факт, что новый лунный посадочный модуль не будет одноразовым, как у Аполлона-11. Он сможет совершить несколько поездок на Луну.
Демонстрация многоразового лунного посадочного модуля
В представленной презентации инженерная команда «НАСА» объявила о своем намерении разработать многоразовую кабину экипажа для посадочного модуля, оснащенного собственной системой двигателей. Эта часть корабля называется ступенью восхождения и отвечает за возвращение астронавтов с поверхности Луны на ее орбиту (этап посадки направлен на то, чтобы безопасно доставить людей на спутник, и в случае программы Аполлон соответствующую ступень всегда оставляли позади).
Многоразовое использование посадочного модуля может стать возможной благодаря тому факту, что NASA и ее международные партнеры уже разрабатывают небольшую станцию, которая будет размещена на лунной орбите. Различные экипажи будут посещать ее как минимум раз в год, начиная с середины 2020-х годов. Идея инженерной команды состоит в том, что посадочный аппарат будет состыкован с Лунной орбитальной платформой-шлюзом (Lunar Gateway), дожидаясь новых астронавтов, прилетевших с Земли на борту космического корабля Orion.
Благодаря многоразовому посадочному модулю, лунная станция может стать более многофункциональным объектом для ученых, инженеров и космических специалистов. Вместо того, чтобы постоянно работать на борту Lunar Gateway, находясь в пустом космосе, часть экипажа может высадиться на Луне и заняться ее изучением.
Между человеком и Луной
Хоть идея по использованию многоразового модуля и звучит логично, однако существуют несколько серьезных технических проблем, которые предстоит решить инженерам. Во-первых, Gateway будет расположена на огромной яйцевидной лунной орбите, которая является неплохим выбором в некоторых случаях, однако плохо подходит для посадки на лунную поверхность из-за необходимости затраты большего количества газа. Именно по этой причине команда NASSA выделила колоссальные 45 тонн на посадочную систему, что почти в два раза превышает массу «Ориона».
Проектная группа также рассматривает возможность разделения посадочного аппарата на три 15-тонных сегмента: каюту экипажа с подъемным двигателем, спусковую ступень и космическую рывковую систему. Именно на последний элемент ляжет самая тяжелая работа по отталкиванию модуля от станции к самой низкой точке лунной орбиты. Затем спусковая ступень возьмет на себя осуществление тормозных маневров.
В результате невозвратимая спусковая ступень будет иметь минимальные размеры. Доставлять новые ступени на станцию смогут экипажи «Орионов» (включая ракетное топливо для двигателей). Система рывка и каюта экипажа, напротив, будут многоразовыми. Для их заправки планируется использовать 22-тонный танкер, отправленный с Земли.
Возвращение на Луну – часть вторая
Этот многоразовый космический аппарат не является первым лунным посадочным модулем, предложенным после завершения Аполлона-17 – последней пилотируемой миссии на Луну, осуществленной в 1972 году. В начале 2000-х годов NASA разработало впечатляющий посадочный аппарат «Альтаир» для программы «Созвездие». Американский президент Джордж Буш планировал с помощью него вернуть США на Луну, а затем отправиться на Марс. Однако в «НАСА» отказались от Altair, столкнувшись с финансовыми и политическими проблемами. Космический корабль Orion является единственным выжившим из ныне отмененной программы «Созвездие». Однако без посадочной системы четырехместная капсула могла лишь вращаться вокруг Луны.
За прошедшие годы многие аэрокосмические подрядчики в США, Европе и России создавали различные проекты посадочных модулей, в основном за свой счет и без одобрения правительства. Последним таким примером является посадочный аппарат, дизайн которого был разработан Lockheed Martin и представлен в текущем месяце.
Новый проект в отличие от «любительских» исследований одобрен NASA и создан в рамках сотрудничества с множеством стран. Хоть до сих пор неизвестно, кто именно оплатит счет за возвращение человечества на Луну, однако некоторые космические агентства надеются, что они смогут получить финансовую поддержку от своих правительств.
Разумеется, все эти планы находятся на самой ранней стадии развития и могут значительно измениться в ближайшие годы. Однако многоразовый космический аппарат исследовательской группы NASA является еще одним доказательством того, что люди готовы вернуться на Луну.