Выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003–2013» начала работу в Москве. Мероприятие организовано общественным движением «Архнадзор», она посвящена потерям российских железных дорого, случившимся в последнее десятилетие. Выставка является частью Всероссийских дней единых действий в защиту культурного наследия, одновременно с празднованием десятилетнего юбилея ОАО «Российские железные дороги».
В качестве напоминания компании на выставке представлены результаты ее отношения к части истории, которая безвозвратно потеряна в погоне за прибылями и оптимизацией затрат на производство и содержание материальной части.
Российские железные дороги практически сразу стали предметом постоянной заботы государства как стратегические объекты и инструменты проникновения цивилизации в самые дальние уголки страны https://www.pro-rzd.com. Императором Николаем I была заложена традиция лично интересоваться всем, что происходит в развитии железных дорог. Российские цари проводили личное утверждение проектов вокзалов, новых магистралей, после чего брали их строительство под постоянный контроль. В железнодорожном строительстве традиционно принимали участие лучшие архитекторы страны, а в корпусе инженеров путей сообщения работали лучшие инженерные кадры своего времени.
В течение последних десяти лет историческое наследие российских железных дорог понесло серьезные потери.
Снесены: веерное депо на территории Москвы, Войсковицкий вокзал, Ильинское – историческая платформа под Москвой, дачный вокзал, аналогов которого не осталось в стране. Реконструированы без заботы о сохранении внешнего облика сооружения Московской железной дороги вокзал Кипрево, заброшены уникальные водонапорные башни, сгорели старые, никому уже не нужные провинциальные вокзалы. Выставка представляет вниманию зрителя не менее полусотни исторических объектов по всей территории России.