За последние пять лет, при отсутствии работы, численность студентов выросла на 7% (93 000 студентов), но это не значит, что штат университетов увеличивается. Количество преподавателей уменьшается. Количество сокращенных преподавателей сегодня составляет 16%, а в некоторых местах эта цифра достигает 67%. За пять лет штат университетов сократился на 13 200 работников (8,8% из 149 000 сотрудников, включая постоянных и временных). Это данные статистического бюллетеня обслуживающего персонала для государственного управления. Министерство финансов готовит этот бюллетень раз в полгода. Ректоры, которые с 2008 года потеряли 1,240 млн. бюджета, оппозиция и профсоюзы сообщают, что эти сокращения понижают качество преподавания, увеличивают группы, из-за них приходится закрывать исследовательские линии, что создает профессиональный разрыв между поколениями. Например, молодые врачи сегодня не могут заменить тех, кто уходит на пенсию.
Хорошим примером является факультет биотехнологии Мадридского политехнического университета. За 3 года он потерял семь доцентов и профессоров, их на этом факультете осталось 47, а количество лаборантов, которых было 10, сократилось в два раза. Два из них были уволены этой весной, когда политехнический университет покинули 301 работник.
«Правда заключается в том, что преподавательского состава и до этого не хватало. В лучшем случае исследователь вел у шести групп (84 часа), а остальное время уходило на исследование. В настоящее время преподавателям надо дать в два раза больше занятий», говорит Роза Санчес Монжа, которая была деканом факультета биотехнологии до конца этого учебного года. «Мы потеряли линию исследования урожая пшеницы, а исследования других культур значительно сократились. В моей группе (мы занимаемся исследованием растительной пищевой аллергии) было три исследователя, а остался один. Для улучшения материальной базы в 2007 году было выделено 54 000 евро, а в этом году 15. 000». Монж Санчес напоминает, что « в соответствии с Болонским процессом занятия должны быть интерактивными, должна вестись постоянная оценка знаний, а группы должны быть небольшими. Это занимает много времени для подготовки к занятиям».
«В 1983 году была проведена университетская реформа, которая означала, что в течение ближайших четырех или пяти лет, тысячи преподавателей будут приняты на работу в университеты. Сейчас эти преподаватели уходят на пенсию, а на их замену никого не принимают», — жалуется секретарь одного из университетов.