Сегодня президент США Барак Обама выступил с телеобращением к нации. Обама заявил, что военная операция против Сирии откладывается на неопределённый срок, и США будут искать мирное решение конфликта вместе с Россией.
В отличие от предыдущих войн в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии, с войной против Сирии у США совершенно не заладилось. Россия и Китай уверенно использовали своё право вето в ООН для отклонения любых американских резолюций, дающих санкцию на военные операции. Международное сообщество проявило полнейшее неприятие войны против Сирии, и американский лагерь покинули даже самые верные союзники, вроде Великобритании, чей парламент запретил правительству воевать без санкции ООН. Фактически США балансировали на грани атаки против Сирии любой ценой, лишь бы сохранить лицо. А тут ещё подоспели выводы комиссии ООН по расследованию применения химического оружия в Сирии, в которых было сказано, что все доказательства применения химического оружия Асадом сфальсифицированы, и химическое оружие применили боевики…
Конечно, применение химического оружия – это был только повод. Но выводы экспертов ООН лишили США единственного официального оправдания для мирового сообщества. И российская инициатива о том, чтобы взять химическое оружие сирийских правительственных войск под международный контроль, по сути, спасла США от выбора между позорной войной с нарушением любых международных норм и не менее позорной отменой уже намеченной войны. Российская инициатива позволила США отменить войну, сохранив при этом лицо.
Чтобы спустить на тормозах военную риторику как можно более плавно, Обама пару раз упомянул в своём телеобращении возможность «ограниченных ударов» по Сирии в будущем. «Я не пошлю войска в Сирию, удар будет ограниченным. Только Америка своим ограниченным ударом может подать сигнал Асаду. Ограниченный удар по Сирии может вынудить диктатора Асада подумать дважды перед тем, как снова применить химоружие». Но это уже простительно – реальная ситуация заключается в том, что Обама дал войне отбой.
Даже американские средства массовой информации откликнулись на отмену войны весьма одобрительно. Например, агентство Reuters в авторском комментарии «Стать с Путиным вразьями» (т.е. врагами и друзьями), написало так: «США привыкли считать, что те, кто не ведёт себя как наши друзья, являются нашими врагами. На самом же деле давно пора вспомнить, что у наций нет врагов и друзей, а есть интересы… Россия, защищая Сирию, своего соседа и союзника, поступает естественно — мы можем и должны работать вместе».
Можно даже отметить парадокс. Сейчас, когда Россия заняла жёсткую позицию, противостоящую США, комментарии американских СМИ содержат гораздо больше положительных эпитетов в отношении России, чем во времена войны в Ливии, когда Россия полностью слила Каддафи и разрешила установление «бесполётной зоны». Ясная и твёрдая позиция России даже у самих американцев вызывает гораздо больше уважения, чем молчаливое следование в фарватере американской политики.
Стоит заметить, что львиная доля экономического и финансового могущества США держится на совершенно внеэкономических факторах, возникших после распада СССР, когда США остались единственной в мире сверхдержавой. На положении мирового жандарма, который может беспрепятственно применять силу против кого угодно. И теперь, когда из-за храброго сопротивления Асада и жёсткой позиции России возник первый «облом», США ждут нелёгкие времена и в области экономики. Однозначно можно говорить об определённой утрате доверия к американскому фондовому рынку и к доллару в качестве мировой резервной валюты. А победа в противостоянии вокруг Сирии усилит Россию и экономически.